Главная / Новости

Слабый + сильный = ? Сильные вузы боятся объединения со слабыми.

Сильные вузы боятся объединения со слабыми. Это наверняка хотя бы на какое-то время, но замедлит их развитие. Как эффективно и безболезненно провести реструктуризацию высшей школы?

Сильные вузы боятся объединения со слабыми. Это наверняка хотя бы на какое-то время, но замедлит их развитие. Как эффективно и безболезненно провести реструктуризацию высшей школы?

Реструктуризация вузов идёт уже шестой год, заявила генеральный секретарь Российского союза ректоров (РСР) Ольга Каширина во время видеомоста Москва–Санкт-Петербург–Томск, который состоялся 29 августа в РИА «Новости». Можно сказать, что началась она с создания Сибирского и Южного федеральных университетов, в состав которых вошло по четыре вуза. Для государства это не сиюминутное решение, а тренд. Причём не надо рассматривать этот процесс как самоцель. Задача не в том, чтобы сократить количество вузов, а в том, чтобы повысить качество их работы.

«Очень важно не допустить формальный подход при реструктуризации, – подчеркнула Ольга Каширина. – Время командно-административных решений прошло. Ничего хорошего не будет, если вузам будут навязывать что-то сверху. РСР предлагает привлекать к аккредитации вузов общественно-профессиональные сообщества. Причём оценивать они должны не только государственные, но и негосударственные вузы».

Ректор Воронежского госуниверситета Дмитрий Ендовицкий согласился: раз уж Минобрнауки России решило навести порядок в своих вузах, то частные нужно подвергнуть такой же проверке, тем более что с этого года им предоставили право на госфинансирование.

«Главное, чтобы реструктуризация не превратилась в кампанейщину, – считает ректор ВГУ. – Мы согласны, что у вузов много проблем: и слабая наука, и несоответствие потребностям рынка труда, и непрофильные направления подготовки. Надо формировать новую структуру высшего образования. Но при этом надо учитывать специфику субъектов Федерации. И хорошо, что министерство образования пообещало согласовывать свои решения с региональными властями».

Реформировать высшую школу надо, признал ректор Сибирского медицинского госуниверситета Вячеслав Новицкий. Вопрос только, каким способом? Слияние сильных и слабых вузов крайне неоднозначно. Не всегда это приводит к положительным результатам. «Я сторонник более радикальных мер, – признался ректор СибМГУ. – Надо ужесточить критерии аккредитации. Вузы, которые им не соответствуют, нужно закрывать или переводить в разряд институтов, готовящих специалистов среднего звена, как раньше техникумы. Университетское образование по своей сути элитарное. Его не должны получать все сто процентов выпускников школ. Просто потому, что не все они могут справиться с программой».

Ничего страшного в объединении вузов нет, уверен ректор Московского госуниверситета путей сообщенияБорис Лёвин. Транспортные вузы начали объединяться в конце 90-х годов. В 2008-м прошёл второй этап слияния – на базе 19 вузов созданы крупные университетские комплексы, в состав которых входят колледжи, техникумы и гимназии. Например, в МГУПС обучается сейчас 118 тысяч человек, из них 64 тысячи студентов. «При объединении мы прежде всего заботились о качестве образования, – отметил Лёвин. – И мы его повысили. В частности, за счёт того, что преподаватели университета теперь ведут занятия в бывшем техникуме. Недавно наш вуз проверила общественная аккредитационная комиссия. В её состав входили представители РЖД, Союза транспортников, Российского студсоюза и Федерального агентства железнодорожного транспорта. Их оценка оказалась положительной».

В общем, сколько бы ректоры ни спорили о плюсах и минусах объединения вузов, процесс этот неизбежен. И уже очевидно, что затронет он почти всех. И сильным университетам, действительно, придётся несладко, дотягивая до приемлемого уровня аутсайдеров российского образования.

  Источник: strf.ru

Написать

Ошибка! Проверьте корректность введённых данных

OK

Ваше письмо отправлено!

OK