Главная / Новости

Резолюция Международной научно-практической конференции "Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества"

16 июня 2020 года состоялась Международная конференция "Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества". Организаторами конференции выступили Южный федеральный университет, Первичная профсоюзная организация ЮФУ, Институт социологии и регионоведения, а также Центр изучения социально-трудовых отношений и проблем профсоюзного движения. Участники конференции приняли резолюцию. 

Вы можете ознакомиться с текстом документа здесь: Резолюция

Резолюция 

Международной научно-практической конференции «Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества»

16 июня 2020 г.

 

  • Участники конференции, анализируя опыт проведения образовательного процесса в дистанционном формате, как единственно доступный в период окончания 2019-2020 учебного года, пришли к выводу, что:

Современными тенденциями развития высшего образования являются: открытость, студентоценрированность, индивидуализация. Дистанционное обучение способствует реализации отдельных решений в системе образования. Дистанционный формат в обучении один из важных инструментов, для расширения возможностей обучения, которые в силу различных обстоятельств могут быть недоступны традиционным средствам; однако, это один из дополнительных инструментов, и он не заменит то, что университет давал, дает и будет давать каждому участнику процесса обучения.

  • Дистанционное обучение не способствует социализации обучающихся, получению ряда компетенций и навыков, а также не прививает традиции и ценности, которые можно получить только в стенах университета.
  • Чрезмерное и неконтролируемое использование дистанционных технологий негативно сказывается на состоянии здоровья всех участников образовательного процесса, связанного с необходимостью проводить основную часть времени за экраном компьютера, и часто в наушниках, что создает дополнительные риски для здоровья преподавателей и обучающихся.
  • Дистанционное обучение – это не дистанционное образование. У этого формата есть своя сфера применения. Многообразие механизмов и инструментов онлайн обучения, их преимущества (широкий охват числа участников, взаимодействие участников из разных локаций, "живой" обмен опытом) повышает эффективность оказания образовательных услуг в системе дополнительного образования в различных форматах (бизнес-тренинги, обучающие семинары, симуляторы, бизнес-конструкторы, различные по форме интенсивы), расширяют спектр доступных для обучающихся программ отечественных и международных ДПО, программ повышения квалификации, инклюзивного образования, проведение конференций, индивидуальных консультаций и т.д.
  • Вынужденное интенсивное внедрение дистанционных технологий в образование способствует повышению нагрузки на педагогических работников и может привести к нарушению их трудовых прав. Техническое оснащение преподавателей и обучающихся требует отдельной регламентации и не должно приводить к их дополнительным финансовым расходам.
  • Целесообразно исследовать и развивать в дальнейшем концепцию смешанного обучения, ориентированную на учет новых институциональных вызовов и преимуществ таких технологий.

  • 2) В связи с этим участники конференции решили обратиться в:
  • 1. Союз ректоров России с предложением рассмотреть возможности:
  • А) закрепления реализации сетевого модуля в магистратурах не только очно, но и дистанционным способом, так как это позволит максимально увеличить число участников, привлекать различных партнеров и нивелировать неудобства, связанные с перемещением и размещением обучающихся,

Б) подготовки профессиональных стандартов в сфере высшего образования с участием Общероссийского Профсоюза образования и широким его обсуждением с педагогической общественностью;

В) подготовки рекомендации вузам создания служб, обеспечивающих эффективное функционирование процесса дистанционного обучения, а также программных комплексов, отвечающих потребностям подготовки кадров.

2. Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации (Дудин В.Н.) с предложением совместно с Министерством науки и высшего образования РФ в 2020 году разработать рекомендации к регламенту организации учебного процесса в дистанционном режиме (в том числе, формирование команд при подготовке и реализации онлайн курсов), нормированию труда, организации условий и стимулирования труда научных и педагогических работников при разработке и реализации онлайн курсов.

Учитывая, что дистанционный формат обучения предполагает бОльшую трудоемкость образовательного процесса для преподавателей по сравнению с традиционными педагогическими технологиями, труд преподавателей должен соответственно вознаграждаться и материально компенсироваться.

         Общероссийский Профсоюз образования должен активно участвовать в обсуждении положений нормирования заработной платы преподавателей, а также постоянно контролировать соблюдение прав и интересов научно-педагогических работников в процессе масштабного внедрения дистанционного обучения;

  3. Ростовскую областную организацию Общероссийского Профсоюза образования (Гайворонский В.Г.) для обобщения опыта работы вузов Ростовской области по нормированию труда ППС вузов и планированию нагрузки студентов. КСП Профсоюза Ростовской области провести мониторинг по нормированию труда ППС вузов, выявить и обобщить   особенности работы ППС вузов при организации учебного процесса в дистанционном режиме, в частности повышение личных расходов на обеспечение работы в дистанционном формате, и разработать предложения для эффективной социально-экономической защиты работников науки и высшего образования в современных условиях;

      4. Студенческий координационный совет профессионального союза работников народного образования и науки РФ (Шабельник В.В.) с предложением обобщить опыт вузов РФ по планированию нагрузки студентов в дистанционном режиме, их здоровьесбережения;

      5. Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского Профсоюза образования (Магомедов М.Г.) с предложением обобщить опыт вузов РФ по планированию нагрузки преподавателей при работе в дистанционном режиме;

     6. Евразийскую ассоциацию профсоюзных организаций университетов (Котлобовский И.Б.) с предложением обсудить опыт стран-участников в сфере дистанционного обучения.

  • Поручить Центру исследования социально-трудовых отношений и проблем профсоюзного движения ЮФУ:
  • проводить мониторинг влияния дистанционного обучения на развитие системы высшего образования в РФ, привлекая к финансовому и организационному сотрудничеству участников конференции;
  • обобщить опыт предприятий, учреждений и организаций, имеющих большой опыт дистанционного обучения как внутри, так и вне систем непрерывной подготовки кадров, изучить возможности стратегического партнерства образовательных организаций и компаний реального сектора экономики в этом направлении.


Информационная служба ППО ЮФУ

Написать

Ошибка! Проверьте корректность введённых данных

OK

Ваше письмо отправлено!

OK