Главная / Новости

В новый учебный год с новым законом

Сколько ни обсуждали закон об образовании, но к моменту его вступления в действие у родителей, учащихся и педагогов по-прежнему осталась масса вопросов. Представите

Сколько ни обсуждали закон об образовании, но к моменту его вступления в действие у родителей, учащихся и педагогов по-прежнему осталась масса вопросов. Представители Министерства образования и науки России продолжают ихразъяснять на разных площадках. Для этого же Госдума выпускает 22 брошюры для разных категорий граждан – от законодателей до учащихся.

Учимся платно?

В связи с новым законом чаще всего задают вопрос о переходе на платное обучение. По словам первого замминистра образования и науки России Натальи Третьяк, это миф. Количество бесплатных гарантированных государством учебных часов не сокращено, а, наоборот, увеличено.

«Основное достоинство нового закона в том, что он предоставляет реальные механизмы доступности качественного образования, независимо от пола, возраста, места жительства, социального статуса, состояния здоровья учащихся и других факторов, – подчеркнула Наталья Третьяк на пресс-конференции в РИА “Новости”. – Прописаны требования к нормативам финансирования образовательных учреждений. Причём без учёта их статуса, а в соответствии с тем набором услуг, которые они оказывают населению».

Каждый учащийся теперь имеет право на индивидуальную образовательную траекторию, заверила первый замминистра. Этого можно добиться за счёт сочетания различных форм обучения. В частности, теперь законодательно закреплён сетевой принцип реализации образовательных программ. Ребёнок может получать образование в нескольких организациях образования, культуры, здравоохранения. Законом предусмотрены дистанционные формы обучения, интерактивные. Это расширяет возможности для детей с ограниченными возможностями и для тех, кто проживает в отдалённой местности.

Кому нужен статус

«Закон беспрецедентен в закреплении роли учителя, – считает Наталья Третьяк. – Впервые на законодательном уровне закрепляется особый статус педагога. Очень подробно говорится об академических правах и свободах педагога. Серьёзно прописаны меры социальной поддержки и гарантии со стороны государства, в том числе финансовые, что сделано впервые. Предоставляя такие права, государство не может не требовать взамен повышения качества работы учителя. С апреля этого года активно обсуждается профессиональный стандарт педагога».

Закон ушёл от излишнего администрирования образовательного процесса. С этим, в частности, связан отказ от разделения на виды учреждений – лицеи, гимназии и т.д. (при этом название образовательного учреждения может сохраниться). Зачастую это создавало ненужные барьеры и ограничения для учреждений в возможности разнообразить образовательные программы. Например, лицеи не имели права на ведение занятий с углублённым изучением гуманитарных дисциплин.

Серьёзные подвижки сделаны для расширения прозрачности и открытости образования. Закон определил перечень обязательной информации, которую должно размещать учреждение на своём сайте. Это даёт полную картину для родителей. А кроме того, снимает бюрократическую нагрузку с учреждения – теперь оно избавлено от необходимости предоставлять эту информацию по запросам различных проверяющих органов. Одновременно вводится система государственного мониторинга образования, а также система независимой оценки качества – в неё вовлекаются учащиеся, родители, общественные организации.

Как вводят форму

Субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать нормативные акты, предписывающие единые требования к одежде школьников. «Речь не идёт о введении единой формы, мы не возвращаемся к советскому образцу, – пояснила Наталья Третьяк. – Какая конкретно будет форма, какой фасон, цвет, – самостоятельно решает каждое образовательное учреждение вместе с учительской и родительской общественностью».

Когда Минобрнауки готовило нормативные модельные акты для субъектов Федерации и методические рекомендации, то особый акцент в этих документах делался на том, чтобы введение школьной формы не ударило по карману родителей. У регионов есть финансовые возможности для того, чтобы поддержать социально незащищённые семьи.

«В последнее время мы много ездили по регионам в рамках августовских педагогических собраний. В целом и родители и ученики позитивно относятся к введению школьной формы, – сообщила первый замминистра. – Это правильный воспитывающий момент – культура дресс-кода обязательно пригодится. Если такие навыки прививаются в школьные годы, это позволит ребёнку более спокойно и подготовленно войти во взрослую жизнь».

ЕГЭ по физкультуре?

В Рособрнадзоре сформирована представительная рабочая группа по совершенствованию ЕГЭ. «Мы собираемся пойти по пути наибольшей открытости ЕГЭ, – сказала Наталья Третьяк. – Задания, которые включаются в контрольно-измерительные материалы, должны быть доступны широкому населению задолго до проведения Единого государственного экзамена. Это своего рода подготовка к экзаменам. Необходимо также синхронизировать содержание ЕГЭ и Федерального государственного образовательного стандарта».

Возможность введения новых обязательных ЕГЭ Наталья Третьяк не исключила: «У нас два обязательных ЕГЭ – по математике и русскому языку. Вопросы о других предметах, по которым будет в обязательном порядке сдаваться ЕГЭ, постоянно возникают, обсуждаются. Принятие таких решений невозможно без серьёзного детального педагогического обсуждения. Возможно, у нас когда-то и появится обязательный ЕГЭ по физкультуре, но прежде нужно спросить мнение педагогов, медиков, учащихся, родителей».

Что с аспирантурой

С 1 сентября аспирантура согласно закону стала третьим уровнем высшего образования. В этом году правила приёма остаются неизменными. Общие требования определяются Министерством образования и науки, а конкретные – самими вузами.

«В научной среде уже давно дискутируется вопрос о правилах приёма в аспирантуру, в частности целесообразность сдачи тех или иных вступительных экзаменов, – сказал председатель Комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Александр Дегтярёв. – Идёт поиск оптимального механизма оценки интеллектуальных возможностей, потенциала. Я думаю, в ближайший год удастся решить вопрос об определении стартовых позиций будущих учёных».

Есть и другие вопросы, которые найдут отражение в поправках, вносимых в закон. «На законодательном уровне осталась нерешённой проблема прикладного и академического бакалавриата, – сказал Александр Дегтярёв. – В ряде вузов сейчас реализуется такой эксперимент, хотя в самом законе нет соответствующей нормы».

«Ни регионы, ни педагогическую общественность нельзя оставлять один на один с принятым законом, поэтому ведётся большая разъяснительная работа, – сказала Марина Лукашевич, директор Правового департамента Минобрнауки России. – Мы проводим повышение квалификации управленцев в сфере образования. На сегодняшний день его прошли уже две тысячи человек, и они полностью готовы к переходу на новое правовое регулирование образовательной деятельности. Кроме того, совместно с Высшей школой экономики мы проводим семинары во всех субъектах Федерации для всех сотрудников образования. А также мы запустили проект онлайн-площадки по поддержке принятого закона. Там можно получать оперативные разъяснения и комментарии по применению закона».



Теги: Образование

 Источник: http://www.strf.ru 

Написать

Ошибка! Проверьте корректность введённых данных

OK

Ваше письмо отправлено!

OK