Главная / Новости

Клуб девяти в действии

Клуб девяти в действии 

На VII Балтийском образовательном форуме ректоры девяти федеральных университетов подписали соглашен

На VII Балтийском образовательном форуме ректоры девяти федеральных университетов подписали соглашение о сотрудничестве. В Калининграде состоялось их третья встреча за последние месяцы – в июле вузы объединились в «Клуб девяти», а теперь обсудили конкретные формы взаимодействия, в том числе совместные научные и образовательные проекты.

«Все университеты получали дополнительное финансирование на приобретение дорогостоящего оборудования. Гораздо эффективнее его можно использовать в совместных проектах, – пояснил STRF.ru ректор Балтийского федерального университета им. И.КантаАндрей Клемешев. – Возможны и другие направления сотрудничества – создание сетевыхдиссертационных советов, электронной библиотеки, совместных бакалаврских и магистерских программ. В России много говорят о развитии академической мобильности. Но пока легче организовать взаимодействие с зарубежными вузами, чем между российскими. Тем не менее важно и полезно развивать сотрудничество внутри страны. Опыт каждого университета уникален. Знакомясь с ним и что-то перенимая друг у друга, мы тем самым повышаем свою конкурентоспособность».

Перед совещанием ректоры федеральных университетов познакомились с лабораториями БФУи прикинули, в каких направлениях можно было бы развивать научное сотрудничество.

«В летнее время мы провели анализ научных достижений своих учёных, – рассказала ректор Южного федерального университета Марина Боровская. – И выделили пять приоритетов, по которым вуз будет выделять финансирование в 2014–2016 годах – около миллиарда рублей. Эту сумму на конкурсной основе мы начнём распределять между учёными по направлениям: развитие юга России; развитие Азово-Черноморского бассейна; разработки в области искусственного интеллекта; создание новых инструментов в развитии научных исследований (нано- и ИТ-технологии, супервычисления); медицина будущего. Мы разошлём письма во все федеральные университеты, чтобы определиться, по каким направлениям у нас возможные совместные исследования».

В Минобрнауки кооперацию федеральных университетов поддерживают. «Инициативы по развитию должны идти снизу, никакое администрирование сверху неспособно реально изменить ситуацию, – сказал на совещании ректо*ров директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Александр Соболев. – В 2013 году завершится господдержка программ развития большинства федеральных университетов. Их дальнейшее развитие должно обеспечиваться за счёт накопленного потенциала – кадрового, инфраструктурного Федеральные университеты должны стать образцом качественного образования в своих регионах – это означает лучшие студенты, лучшие преподаватели и лучшая инфраструктура».

В министерстве считают, что федеральные университеты должны придерживаться более жёсткой позиции при отборе студентов – устанавливать высокие проходные баллы ЕГЭ и активнее работать с талантливой молодёжью, победителями и призёрами олимпиад. Принципиально важно внятное формулирование территориальных политик федеральных университетов. Они должны быть образцом для всей высшей школы в вопросах реорганизации слабых филиалов.

В марте 2014 года Минобрнауки должно будет представить план по развитию федеральных и национальных исследовательских университетов. Этот доклад будет обсуждаться на уровне Правительства РФ и президента РФ. Сейчас уже ясно, что все университеты (ФУ и НИУ) не получат плановую господдержку, финансироваться будут только отдельные инициативы – образовательные и научные.

Александр Соболев считает, что вузам надо активнее использовать возможности новых федеральных целевых программ, в частности ФЦП «Кадры». Планируется также запустить две новые программы. Первая – по развитию сетевых магистратур ведущих университетов. С 2014 года ожидается поддержка 30–35 магистерских программ в объёме до 400 миллионов рублей на каждую (средства, в том числе предназначены на командирование студентов, проживание и т.д.). И вторая – поддержка практикоориентированных программ, которые предназначены для подготовки кадров в интересах конкретных регионов и предприятий. Организационной формой могут стать базовые кафедры, которые будут создаваться на площадке промышленных предприятий. Образовательный процесс необходимо встроить в работу этих организаций. Здесь могут быть реализованы прикладной бакалавриат и технологическая магистратура.

 

Написать

Ошибка! Проверьте корректность введённых данных

OK

Ваше письмо отправлено!

OK