Главная / Новости

Почему студенту лучше и учиться, и работать

Почему студенту лучше и учиться, и работать

Российским вузам сейчас важно определиться со своей ролью и местом на образовательном рынке. Сделать из всех 

исследовательские университетыгосударство не может, и в этом нет никакой необходимости. Нужны разные учебные заведения, которые чётко понимают, для чего и для кого они работают. Один из таких определившихся вузов – Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), который реализует модель кооперированного образования: вуз-предприятия. О её преимуществах и перспективах рассказывает ректор Валерий Кошкин.

В чём суть кооперированного образования?

– Оно означает кооперацию предприятия и вуза в подготовки специалистов. Его особенность – в сочетании теоретической подготовки с оплачиваемой работой студентов по профилю обучения на предприятии в режиме полного рабочего дня. В США такую модель называют cooperative education, в Англии – «сэндвич» система (sandwich), в Германии – дуальная система обучения. В литературе и на сайтах университетов чаще встречается название Co-op Education или даже просто Co-op. Долгое время по такой схеме работали заводы-втузы СССР. Официально считается, что эта модель зародилась в 1906 году в США, хотя значительно раньше её применил российский педагог Дмитрий Константинович Советкин. Сегодня где-то треть американских вузов либо в полном масштабе, либо частично реализуют такую модель. Недавно рейтинговое агентство «Эксперт» представило свою версию мирового рейтинга вузов. Он строится на главном показателе – числе выпускников вузов, приглашённых на работу ведущими мировыми компаниями. Я проанализировал первые 30 позиций рейтинга, оказалось, что их занимают университеты, которые в той или иной степени реализуют модель кооперированного образования, о чём свидетельствуют их сайты.

Справка:   Из послания Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года:  «…следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки»

Существует Всемирная ассоциация кооперированного образования (WACE), которая объединяет вузы 48 стран. Один из партнёров ассоциации – Kettering university. Его история схожа с историей нашего университета. В своё время он назывался General Motors Institute, готовил кадры для базового предприятия и представлял собой по существу завод-втуз при General Motors каковым был с 1960 и МГИУ как завод-втуз при ЗИЛе. Мы работали по одинаковой схеме.

Сегодня говорят о новых вызовах, которые встают перед системой высшего образования России – глобализации, повышении международной конкурентоспособности и т.д. И может показаться, что завод-втуз – это из прошлого, из плановой экономики. Действительно, когда-то наш вуз, как и Институт General motors работал на 1–2 предприятия. Сейчас ситуация изменилась. Мы ориентируемся на большое количество предприятий, с которыми выстраиваем почти такие же отношения, как ранее с ЗИЛом. Кооперация вуза и предприятия в подготовке высококлассных специалистов, способных быстро адаптироваться к сложным и изменяющимся реальным условиям – ключевая позиция сегодняшнего дня. Понимание этого позволяет нам готовить кадры, которые удовлетворяют запросам работодателей. При этом они сами активно участвуют в их подготовке.

У вашего вуза около 500 предприятий-партнёров. И большинство, заинтересовано в том, чтобы университет подготовил «заточенные» под его запросы и потребности кадры. Как это сочетать с подготовкой специалистов, которые будут нужны не только на каком-то конкретном предприятии, а в целом окажутся успешны и востребованы на рынке труда?

– Это действительно сложная задача. У нас около 500 партнёров, но если говорить о крупных, то их несколько десятков – и в первую очередь это предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они нам интересны тем, что там применяются современные технологии, современное оборудование и есть потребность в инженерных кадрах.

Справка:   Партнёры МГИУ – ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. ак. Пилюгина», ОАО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники», аэропорт «Домодедово» и другие

Наши образовательные программы разрабатываются и утверждаются с обязательным участием представителей предприятий – ими полностью определяется содержание профессионального цикла дисциплин. В последние годы в государственные аттестационные комиссии входят и их возглавляют специалисты предприятий – главные технологии, металлурги, конструкторы. Дипломные работы построены на реальных задачах предприятий. То есть они приближены к практике, производству, а не взяты из воздуха.

Наши партнёры помогают сформировать у студентов профессиональные компетенции. Чтобы наши студенты знали современные технологии и не были узко «заточенными» под какие-то конкретные предприятия, мы оснащаем университет новейшим оборудованием от известных мировых производителей. Например, у нас создан единственный в России сертифицированный центр компании HEIDENHAIN. Мы можем здесь проводить обучение и выдавать такие же документы об обучении, как в Германии. Налажено сотрудничество с компаниями Zwick, PTC и другими. Используя их приборы, оборудование, технологии, мы организуем учебный процесс. Наших преподавателей, студентов отправляем на стажировки в эти компании, чтобы они повышали свою квалификацию. В результате выпускники университета, с одной стороны, соответствуют требованиям конкретного работодателя, а с другой – владеют современными технологиями, что обеспечивает их востребованность в целом на рынке труда.

Как на практике организовано взаимодействие вуз–предприятия?

– Предприятия ежегодно предоставляют нам запросы на тех специалистов, которые им нужны. При этом их потребности часто превышают наши возможности. Например, на специальность «Обработка металлов давлением» в прошлом году поступило 36 заявок, а у нас на старших курсах обучается 15 человек. «Литейное производство» – 11 студентов, 18 заявок, «Технологии машиностроения» – 17 студентов, 66 заявок, «Металлообрабатывающие станки и комплексы» – 9 студентов, 57 заявок.

Начиная с 4 курса, студенты проводят на предприятии целый рабочий день. Их берут сначала техниками. А к концу обучения они занимают позиции инженера. Им выплачивают зарплату. Причём студенты-троечники на предприятии часто проявляют себя как эффективные работники и специалисты предприятий очень хорошо о них отзываются. Интересная работа и появившаяся мотивация для хорошей учёбы меняет их в лучшую сторону. Около 90 процентов наших выпускников трудоустраиваются на те же предприятия, где проходят практику. Хотя у них есть возможность на старших курсах поменять место работы.

Обычно вузы выделяют средства на то, чтобы их студенты прошли практику. У нас наоборот – платят предприятия. Более того, те студенты, которые хорошо учатся и хорошо работают и положительно оцениваются наставниками, кроме зарплаты получают дополнительные стипендии от предприятия.

По итогам 2012 года средний доход студентов старших курсов составил 31 тысячу рублей в месяц. Сюда входит зарплата на предприятии и академическая стипендия.

Когда студенты начинают работать, у них не пропадает интерес к учёбе? У них же ещё продолжается учебный процесс?

– Да, они учатся каждый день по вечерам после полного рабочего дня. Конечно, это тяжело. Но у них не только не пропадает желание доучиваться, но появляется сильная мотивация учиться лучше. На старших курсах начинаются спецкурсы, тематика во многом связана с тем, чем они занимаются на предприятии. Это также добавляет интерес к получению знаний.

Вы видите какие-то издержки в модели кооперированного образования или она идеальна и её надо тиражировать в других технических, технологических вузах?

– Я не думаю, что надо что-то слепо тиражировать. В России уже состоялось несколько встреч ректоров, где мы обсуждали тему кооперированного образования. Пока эта система не получила у нас такого же большого распространения, как за рубежом. Но я убеждён, что она будет развиваться, потому что без этого вряд ли удастся быстро решить проблему дефицита высококлассных инженеров-производственников.

Сложности возникают в любом деле. Мы ориентированы на сотрудничество с высокотехнологичными предприятиями, с первоклассными специалистами. А они, как правило, очень загружены своей основной работой, поэтому им часто не хватает времени на работу со студентами.

Важно, что в законе об образовании прописана возможность создания базовых кафедр на предприятиях. Это значительно повысит эффективность учебного процесса. Специалисту предприятия легче будет провести занятие у себя, чем ехать в университет.

Все технические вузы сталкиваются с проблемой привлечения мотивированных способных студентов. Как вы с ней справляетесь?

– Мы работаем со школьниками. Реализовали совместно с Росмолодёжью, Министерством образования и науки проект «Индустриальный парк». Наши преподаватели, специалисты с предприятий выезжали в лагерь «Смена», где было организовано несколько мастерских. Там у ребят была возможность покататься на гоночных автомобилях, собрать своего робота, запрограммировать его, создать и запустить ракету.

Мы работаем с Департаментом образования Москвы. Есть интересные проекты, например, университетские субботы. На базе ряда вузов созданы технологические площадки. Мы тоже хотим создать такую. Она будет размещаться в новом корпусе, который мы недавно построили. Будет создано несколько мастерских по робототехнике, современной энергетике, компьютерным технологиям, наноматериалам. Мы уже заручились поддержкой партнёров.

Каковы перспективы развития Вашего университета в среднесрочной перспективе?

– Есть направления подготовки, которые востребованы на рынке труда и нашими партнёрами, но их у нас пока нет. Значит, мы планируем открывать новые специальности, в частности, для ЖКХ мы реализуем программы по теплотехнике и теплоэнергетике, а планируем развивать такое направление, как электротехника.

Ещё одно направление – дистанционное обучение с 1994 года. Тогда мы стали головным вузом по обучению соотечественников за рубежом, в основном, из Прибалтики. Сейчас у нас по этим программам обучается около 20 тысяч человек. Для нас это по-прежнему приоритет. Вопрос дискуссионный – одни говорят, что за дистанционным образованием будущее, предрекают гибель классических университетов, другие считают, что дистанционно невозможно всему обучить. Я думаю, истина где-то посередине. Мы собираемся и расширять это направление, и повышать качество программ. Планируем проводить обучение не только русском, но и на других европейских языках.

Ещё для нас важно решить задачу строительства общежития. Это позволит не только привлекать иногородних студентов, но и развивать программы мобильности, привлекать специалистов по обмену.

Теги: Образования

Источник: http://www.strf.ru 

Написать

Ошибка! Проверьте корректность введённых данных

OK

Ваше письмо отправлено!

OK